Редкая видеоигра может похвастаться наличием интеллектуальной и даже философской подоплеки. Обычно даже проекты, повествующие о тоталитарном обществе будущего, чаще всего рассказывают историю какого-нибудь одного-единственного «идущего против системы» человека.
Серия Deus Ex, несмотря на то, что состоит исключительно из проектов ААА-класса (то есть совсем флагманских, круче уже просто некуда), как раз отличается наличием этой самой философской подоплеки. Она поднимает важные вопросы трансгуманизма, которые в настоящее время становятся всё острее и острее. Вживляемые NFC-имплантаты, кибернетические протезы и носимая электроника уже сошли со страниц фантастических романов и воплотились в реальность.
Конечно, до искусственного интеллекта образца «Матрицы» и «Терминатора» ещё очень далеко. Но даже все те существующие и развивающиеся достижения прогресса вполне могут стать источником опасности для человечества. Об этом и предупреждает игровая линейка, недавно получившая четвертую часть.
В ней вопросы трансгуманизма, его применимости и толерантности к пользователям кибернетических имплантатов, стали ещё острее. Ведь люди, чьё тело усовершенствовано технологиями, стали практически вне закона. Они порицаются обществом, хотя правительство еще не требует повального регресса. Но, в любом случае, владельцы кибернетических имплантатов теперь раздражают и пугают – собственно, как и сегодня, даже несмотря на малое распространение подкожных NFC-чипов.
Главный герой – один из таких «улучшенных» (или, как их называют в игровой вселенной, «аугументированных»). Но это совершенно не мешает ему жить практически полной жизнью, работая наемником на многочисленные транснациональные корпорации. Напротив, кибернетические имплантаты только помогают в перестрелках и погонях.
За перестрелками и прочими погонями скрывается раскрытие масштабного заговора, растянутого во времени и пространстве. Каждая из трех предыдущих игр также была посвящена его разгадке – но многострадальный главный герой постоянно отвлекался и никак не смог разобраться в хитросплетениях интриг транснациональных корпораций, тайных обществ, правительств и социальных организаций. Четвертая часть аккуратно ставит точку в продолжительной истории – и тут же начинает новую.
Впрочем, Mankind Divided позволяет распутать глобальный заговор «по ходу дела» - то есть безо всяких построений блок-схем, диаграмм и прочих исследований в библиотеках. Главный герой постоянно с кем-то сражается, участвует в перестрелках, устраивает масштабные разрушения и разбирается с последствиями принятых ранее им решений (игра отличается чрезвычайной нелинейностью). То есть заскучать все равно не получится.
В четвертой части Deus Ex каждый найдет что-то своё. Кто-то – пищу для ума и размышлений, кто-то – масштабные тайны и заговоры; кто-то – постоянный экшен и увлекательнейший геймплей.