О чем мечтают роботы? Наивные фантасты 1950-х годов были уверены, что механические разумные существа мечтают служить человечеству, выполняя самые рутинные и опасные поручения. Писатели «четвертой волны» были уверены, что роботов волнуют исключительно экзистенциальные вопросы – параллельно с закручиванием гаек на конвейерах. Голливудские сценаристы знают, что все андроиды мечтают превратить человечество если не в вымирающий вид, то хотя бы в аккумуляторные батареи. Сценаристы The Talos Principle при создании игры вернулись на два с половиной десятилетия назад и заставили главного героя – робота – задаваться важнейшими вопросами бытия.
Игровой процесс начинается с момента осознания факта своего существования. На рефлексию способен только высокоразвитый интеллект, так что вопросы типы «Кто я? Зачем я здесь?» становятся действительно неудобными. И главный герой отправляется на поиск ответов, попутно исследуя окружающий мир, поворачивая зеркала и лазерные турели. Вселенная никакой дополнительной информации не дает, занимаясь исключительно введением несчастного игрока в заблуждения. Дело в том, что действие игры разворачивается в постапокалиптическом мире, от предыдущей – и, по всей видимости, человеческой – цивилизации остались лишь поросшие плющом руины да механические создания, бродящие по разрушенным ландшафтам и задающиеся экзистенциальными вопросами.
Игровой процесс вполне стандартен для головоломок. Нужно поворачивать турели, переставлять зеркала, передвигать всякие подвижные элементы и так далее. Но всё это не просто так, а ради сакрального поиска ответов на экзистенциальные вопросы! В общем, игра всеми местами напоминает Tomas Was Alone, только на движке Unreal Engine 4 и потому выглядящую как высокобюджетный флагманский шутер от EA.
Игра задает не только экзистенциальные вопросы (причем именно задает, а не дает на них ответы. Поиск смысла бытия – слишком индивидуален, чтобы просто так взять и проспойлерить его), но и периодически дружески подталкивает локтем религию. Главный герой ведет беседы с персонажем по имени Элохим, ищет загадочный собор, спасает заточенные в Геенне души. По идее, наличие религии здесь выступает мерилом человечности, отличием людей от машин – однако главный герой рано или поздно уверует. Хотя как в таких условиях не прийти к вере, если единственный напарник позиционирует себя как глас божий, основная цель существования – поиски храма, и даже в дополнении требуется найти и высвободить несчастные страдающие души?
The Talos Principle – красивая, интересная трехмерная головоломка с необычными заданиями и своеобразным сюжетом. Потому она и понравится не всем.